Что такое феноменальная память?

Феноменальная память Саморазвитие

Феноменальная память – это способность легко, быстро запоминать и точно воспроизводить большой объем информации. При этом запоминаемые фрагменты данных могут быть никак не связаны между собой или вовсе представлять набор бессмысленных символов.

Механизм развития феноменальной памяти

Механизм развития феноменальной способности не раскрыт полностью.

Исследовали, стремясь раскрыт принцип работы таких способностей, сравнивали мозг феномена и человека с обычной памятью. Результаты исследований показали, между мозгом с исключительным запоминанием и мозгом с обычным нет существенных различий. Улучшенная работа памяти в некоторой степени обусловлена естественными задатками мозга, но большую роль играет также практика развития запоминания.

Факторы феноменальной памяти

Ученые продолжают исследовать данное явление, выделив некоторые основные факторы, способствующее особенной работе памяти.

Развитию исключительной способности у человека могут способствовать:

  • Наследственная предрасположенность. Гены могут способствовать хорошей работе нервных клеток головного мозга, а также состоянию мозгового кровообращения. Ученые выделяют не менее ста генов, играющих роль в развитии памяти.
  • Особенности работы мозга. Люди с уникальной памятью могут отличаться некоторыми способностями восприятия. Например, они могут быть синестатами, для которых зрительные образы имеют соответствующие им звуки.
  • Личные усилия по развитию памяти. Память, как и все функции мозга, нуждаются в поддержании активности. Ее работу можно тренировать, улучшать. С помощью упражнений для развития можно довести ее до высокого уровня. Более того люди, обладающие врожденной феноменальной памяти, также тренируют и развивают свои способности.

Виды феноменальной памяти

Уникальная память, как и обычная, может быть разных видов, в зависимости от области, отвечающей за вид воспоминаний.

  • Фотографическая, связанная со зрительной. Характеризуется точным воспроизведением картины увиденного. Человек с такой памятью отлично запоминает расположение вещей в комнате, людей и их точные черты, одежду и т.д. Побывав в детстве в незнакомом городе, человек, вновь оказавшись там будучи взрослым, вспомнит место и дорогу к нему. После чтения книг люди с фотографической памятью воспроизводят информацию, словно читают. Они говорят, что в памяти всплывает страница, содержащая информацию, которую им надо рассказать.
  • Слуховая. Более свойственна людям, занимающимся музыкой. Человек с таким видом памяти с легкостью воспроизводит аудиоинформацию, например, музыкальное произведение или длинную речь.
  • Математическая. Люди могут в уме производит сложные вычисления, запоминают их по порядку и комбинируют по любым действиям. Например, выполняет несколько сложных математических действий, а потом воспроизводит по памяти ответ второго и пятнадцатого, которые нужно умножить друг на друга.
  • Текстовая. Человек с такой памятью хорошо воспроизводит информацию, полученную в текстовом виде. Они запоминают наизусть целые повести, романы и любые большие произведения.

Можно ли развить феноменальную память?

Наличие уникальной памяти обычно связывается с врожденными задатками, но, как утверждают ученые, феноменальную память можно развить каждому. Такое заявление они подкрепляют проводимыми исследованиями. Одно из них показало, что после 40 дней ежедневных получасовых тренировок по улучшению памяти люди с обычной памятью увеличили в несколько раз объем запоминаемой информации. Спустя 4 месяца без продолжения упражнений показатели памяти остались такими же высокими.

Способы развития уникального запоминания

Ассоциативный метод. К запоминаемой информации подбираются какие-либо образы, имена и т.д. Главное условие – выбор должен иметь смысловую нагрузку. Ассоциации связывают фрагменты информации между собой, что улучшает ее сохранение в памяти. Например, цифра 2 связывается с образом лебедя, а фамилия Овсов из знаменитого рассказа А.П.Чехова с лошадью.

Мнемотехника. Использование разнообразных техник для запоминания. Для запоминания нескольких отдельных объектов можно придумать историю, связывающую их все между собой. Выдуманную цепочку событий нужно четко представить. Как пример, запомнить ряд слов: кошка, стройка, колени, хлеб. Составляется цепочка: кошка пробирается на стройку и ложится на колени строителя, жующего хлеб.

Осознанное чтение. Читать нужно не просто на скорость и ради большого количества прочитанных страниц. Необходимо понимать и анализировать каждое слово. То, что человек осознает и понимает, легко и надолго сохраняется в памяти.

Представление ярких образов. На основе прочитанного или услышанного представляются цветные, красочные образы, сцены.

Методы можно чередовать, совмещать друг с другом или использовать по отдельности, в зависимости от разных ситуаций и типа информации.

Главные правила для феноменальной работы памяти

Основные правила для улучшения функции памяти обеспечивают хорошую работу мозга.

Мозгу необходим полноценный сон

После достаточного сна мозг работает лучше. Это связано не только с отдыхом всего организма, но и с тем, сто во время сна происходит очищение мозга от продуктов распада и других веществ, накопленных за день.

Для работы мозга полезен свежий воздух

Для обеспечения высокой активности и работоспособности мозга кровь должна снабжать его большим количеством кислорода. По крайней мере, один день в неделю необходимо проводить на свежем воздухе. Во время умственной работы рекомендуется делать паузы и, по возможности, проветривать помещение для поступления свежего воздуха.

Прием алкоголя недопустим

Алкоголь способен проникать в головной мозг и центральную нервную систему. Продукты распада алкоголя приводят к гибели нервных клеток и нарушению связей между структурами мозга. Вследствие этого нарушается работа памяти.

От курения следует отказаться

Известен факт, что с помощью табака можно кратковременно достичь улучшения сосредоточения и повышения внимания. Но данный эффект быстротечен и после него оказывается негативное влияние.

Специальные исследования показали, что чем хуже у человека память, тем больше возможностей, что он является курильщиком.

Требуется осторожность с некоторыми лекарствами

Лекарственные препараты могут вызывать временные нарушения работы памяти. К таким средствам относятся:

  • Возбуждающие, содержащие амитриптилин, нортриптилин, импрамин и подобные вещества;
  • Противоаллергические, содержащие лоразепам, диазепам и др.;
  • Применяемые против укачивания;
  • Некоторые другие лекарства, в побочных явлениях которых указано нарушение памяти.

Рекомендации по развитию

  • Тренировать память необходимо, как минимум, 15 мин ежедневно. Мозг не надо перегружать, сначала следует приступать к простым упражнениям, лишь только после них переходить к сложным, даже если их выполняет взрослый человек. Ежедневные, пусть и непродолжительные занятия гораздо эффективнее, чем длительные, но нерегулярные. После каждого занятия необходимо умственно и физически расслабляться.
  • Читать необходимо вдумчиво, стремясь понять материал;
  • Развивать мозг можно решая кроссворды, головоломки;
  • Для развития способностей и активации мозга полезно заниматься спортом.

Побочные эффекты феноменальной памяти

Изумительная память в большинстве случаев считается уникальной способностью, неким даром. Но иногда обладатели феноменальной памяти страдают от своего умения. Не все они испытывают неудобство, это зависит от индивидуальных особенностей.

Неспособность забывать

Феноменальные люди могут сталкиваться с отсутствием фильтрации нужной информации. Поток всплывающих воспоминаний и любых данных не всегда поддается контролю. В то время как обычным людям приходится тренировать свою память, чтобы лучше запоминать, уникумы учатся забывать. Людям с превосходной памятью постоянно необходимо поддерживать баланс между тем, что нужно запоминать, и тем, что надо забывать.

С такой проблемой сталкивался человек с феноменальным восприятием Соломон Шерешевский. Он сетовал на то, что не всегда удается избавиться от встающих перед ним образом запомнившейся информации. Позже Шерешевский все-таки научился “выметать” ненужные сведения из своего мозга.

Обладательница удивительных способностей Джилл Прайс подробно помнит каждый день своей жизни с 10-летнего возраста. Любая дата невольно вызывает воспоминания о происходящем в этот день в предыдущие года. При этом плохие воспоминания также остаются яркими и отчетливыми.

Две стороны одной медали

Уникальную способность помнить все могут сопровождать некоторые нарушения в работе мозга. Специалисты объясняют это тем, что память, задействовав большинство связей в мозге, тормозит выполнение других процессов. Если мозг не справляется с возникшей нагрузкой, то это может привести к отклонениям. Например, феноменальной памятью обладают многие люди с расстройством аутистического типа.

Жизнь одного из таких людей-феноменов Кима Пика взята за основу для кинофильма “Человек дождя”. Ким Пик воспроизводил всю когда-либо прочитанную информацию с точностью до 98%. Но он родился с черепно-мозговой грыжей, размером с бейсбольный мяч, с поврежденным мозжечком и отсутствующим мозолистым телом, которые должно соединять правое и левое полушарие мозга.

В качестве компенсации нарушенных частей нейроны мозга создали новые связи, в результате чего многократно увеличился объем памяти. Но это не избавило Пика от аутизма и периодического лечения в психиатрических больницах.

Известные люди с разными видами феноменальной памяти

 Никола Тесла

Жизнь людей с феноменальной памятью всегда является объектом всеобщего внимания и научных исследований. Секрет их удивительных способностей до сих полностью не раскрыт.

Соломон Шерешевский

(1886 – 1958)

С.В.Шерешевский был репортером московских газет. Благодаря феноменальной памяти им заинтересовался психолог Р.Лурия, который наблюдал его в течение 30 лет.

Шерешевский свободно запоминал ряды цифр до 100 знаков и мог называть любое число из запоминаемых таблиц. В одном из опытов ему зачитывали несколько строк из “Божественной комедии” Данте в оригинале. Шерешевский правильно их воспроизвел, хотя не знал ни итальянского, ни латыни.

Борис Конрад

(1984 – по настоящее время)

Борис Конрад – профессиональный тренер по развитию памяти, четырежды устанавливал мировые рекорды на чемпионатах памяти, проводимых в Германии. Работает нейропсихологои и неврологом в лаборатории Neuroimaging в Институте психиатрии им. Макса Планка в Мюнхене. Вместе с командой специалистов проводит исследования по развитию человеческих возможностей запоминания.

Своих поразительных способностей Конрад добился личными тренировками, что еще раз доказывает о развитии приобретенных феноменальных способностей.

Никола Тесла

(1856 – 1943)

Известный физик-изобретатель отличался уникальной фотографической памятью. Тесла мог не делать заметки и записи, потому что все надежно сохранялось в его памяти. Ученому достаточно было один раз посмотреть на страницу, чтобы запомнить все написанное на ней. В 1885 году после пожара в лаборатории, уничтожившего все записи, он их полностью восстановил.

Сергей Рахманинов

(1873 –1943)

Русский композитор, обладающий феноменальной слуховой памятью, запоминал сложные произведения и самостоятельно записывал их в нотную тетрадь. Благодаря своим удивительным способностям Рахманинов стал выдающимся композитором и дирижером.

Также Рахманинов обладал фотографической памятью и мог запомнить нотные записи с невероятной скоростью.

Может быть интересно: Почему не хватает сил и энергии?
Оцените статью
GeekTheory
Добавить комментарий